• In English
  • Державна архівна служба України
    Офіційний вебпортал органу виконавчої влади

    Портал працює в тестовому режимі. Зауваження та пропозиції
    надсилати на tsdea@arch.gov.ua
    Международная научно-практическая конференция “Правовые проблемы архивного дела в Евроазиатском регионе”

    СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ ПО АРХИВНОМУ ДЕЛУ
    И ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

     

    Елекеев И.К. – Вице-Министр юстиции
    Республики Казахстан (г. Астана)

    Развитие архивного дела является одной из важнейших задач нашего сравнительно молодого государства. Архивы играют очень важную роль в становлении государства, поскольку наличие архивов позволяет многое узнать из истории государства в различные периоды времени.

    Распад бывшего Советского Союза и появление новых независимых государств сыграли очень важную роль в становлении архивного дела в республике. Учитывая, что многие документы находились в союзных архивах, началась долгая работа по их возвращению. Перед новыми государствами встала задача сформировать свою архивную сферу.

    Вместе с тем развитие нормативно-правовой базы в архивной сфере играет не последнюю роль в данном процессе. Большое влияние на формирование нормативно-правовой базы оказывают международные договоры и соглашения в данной области.

    Одним из многосторонних международных договоров является Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов от 8 апреля 1983 года.

    Конвенция регулирует вопросы передачи государственных архивов при распаде государства и возникновении новых независимых государств, объединении государств или его частей. Часть III указанной Конвенции регулирует вопросы правопреемства в отношении государственных архивов.

    В частности, она устанавливает, что государственные архивы государства-предшественника означают совокупность документов любой давности и рода, произведенных или приобретенных в ходе его деятельности, которые на момент правопреемства принадлежали ему согласно его внутреннему праву и хранились им непосредственно или под его контролем в качестве архивов для различных целей.

    Статья 28 регулирует вопросы передачи архивов при возникновении новых независимых государств. Вместе с тем в статье имеется ссылка на то, что между государством-предшественником и новым независимым государством могут быть заключены соглашения таким образом, чтобы каждое их этих государств могло самым широким и справедливым, насколько это возможно, образом извлекать пользу из частей государственных архивов государства-предшественника.

    Вместе с тем многие двусторонние договоры и соглашения регулируют вопросы обмена между государствами архивной информацией.

    В частности, договоры о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, компетентным органом (к примеру, Министерством юстиции), регулируют вопросы передачи и вручения документов, запрашиваемые из архивов территориальных органов (загсы, управления юстиции).

    При анализе национального законодательства в архивной сфере следует отметить, что в настоящее время действуют ряд законов и нормативных правовых актов Президента, Правительства и государственных органов Республики Казахстан, в которых отражены нормы, регулирующие вопросы архивной деятельности.

    Современная ситуация характеризуется стремительным наращиванием объемов хранимой документации вследствие кардинальных экономических, социально-политических реформ. Так, процесс реорганизации и ликвидации государственных организаций привел к досрочной передаче значительных массивов документов в государственные архивы.

    Только с 1991 года Национальный архивный фонд увеличился с 7,9 до 15,1 млн. дел на различных носителях (управленческая, кинофото- и звукозаписи, научно-техническая, другая специальная документация). При этом хранилища большинства государственных архивов и их филиалов превысили или подошли к уровню предельной заполненности. Вышесказанное на фоне тенденции сокращения штатной численности работников государственных архивов (за этот период почти вдвое) неблагоприятно отражается на формировании, сохранении и использовании в интересах государства и общества документов Национального архивного фонда.

    По этой причине вопросы хранения архива отдельных видов документов, к числу которых относятся и документы системы юстиции (в частности, нотариальные документы, документы органов ЗАГС) являются самой актуальной проблемой, требующей законодательного решения.

    К примеру, в связи с массовым переходом в 1998-2001 гг. государственных нотариусов в частный нотариат и упразднением государственных нотариальных контор началась сдача многомиллионных томов нотариальных документов, оформленных в госсекторе нотариата, в государственные архивы.

    Однако в связи с превышением заполнения госархивов документы нотариусов республики принимаются не в полном объеме.

    В силу изложенных трудностей и отсутствия надлежащих условий в настоящее время нотариальные документы хранятся в госнотконторах и в территориальных управлениях юстиции с нарушением правил противопожарной безопасности и других требований, предъявляемых к архивному делу.

    При таких условиях их хранения невозможным становится обеспечить сохранность правоустанавливающих документов, затрагивающих имущественные права граждан.

    Для решения проблем в сфере архивного дела постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 июня 2001 года утверждена Программа развития архивного дела в Республике Казахстан на 2001-2005 годы.

    Концепция и Программа развития архивного дела определяют среднесрочные ориентиры и долгосрочные приоритеты государственной политики в архивной отрасли и намечают практические пути их реализации.

    Основная задача Концепции состоит в обеспечении стабильного функционирования архивной сети республики, выполнения Закона Республики Казахстан “О Национальном архивном фонде и архивах”.

    Реформирование отрасли осуществляют органы управления архивным делом в центре и на местах, применяя необходимые организационные, экономические, финансовые, информационные и правовые механизмы.

    Проведение прелагаемых мероприятий будет осуществляться поэтапно во взаимодействии с местными представительными и исполнительными органами.

    Так, в течение 2001-2005 годов практическая работа органов управления архивным делом и государственных архивных учреждений будет направлена на выполнение возложенной миссии по сохранению и приумножению Национального архивного фонда Республики Казахстан как неотъемлемой части единого информационно-культурного пространства страны.

    Продолжится совершенствование их деятельности по обеспечению документной ретроспективной информацией органов государственной власти для осуществления ими властных полномочий, принятия и реализации управленческих решений, а также удовлетворения научных, культурных и социальных потребностей общества и граждан.

    Законодательной базе архивного дела предстоит дальнейшее совершенствование, реализующееся в законах и нормативных правовых актах.

    Будет проводиться работа по сближению законодательства государств-участников (или преемников) СНГ в области обмена архивной информацией. Интенсифицируется межгосударственная деятельность по выкопировке и обмену документами, представляющими взаимный интерес.

    Республика Казахстан окончательно интегрируется в международное архивное сообщество. В республике будут внедряться международные стандарты по направлениям архивной деятельности.

    Предположительно видоизменится структура центральных архивных учреждений. В дополнение к существующим возникнут Центральный государственный архив личных фондов, Центр хранения страхового фонда, Специальный архив служебной и нотариальной документации, Национальный центр документоведения и новейших технологий, Центральный выставочный зал с кинозалом.

    В заключении хотел бы отметить, что намеченные приоритеты в развитии архивного дела потребуют скоординированных усилий центральных и местных государственных органов, заинтересованных организаций, широких кругов научной и культурной общественности.