• In English
  • Международная научно-практическая конференция “Правовые проблемы архивного дела в Евроазиатском регионе”

    ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
    В ОБЛАСТИ АРХИВНОГО ДЕЛА РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ

    Вирабян А.С. – Начальник Управления
    по архивному делу при Правительстве
    Республики Армения
    (г. Ереван)

    Разработка собственного законодательства в Армении была начата после приобретения государственной независимости.

    7 февраля 1991 г. Президиум Верховного Совета Республики Армения принял указ “О сохранности архивного фонда Республики Армения”, согласно которому предприятиям, учреждениям и общественным организациям, находящимся на территории РА, было запрещено уничтожать, обменивать, перемещать, продавать или дарить кому-либо архивные документы или документальные материалы, независимо от установленного срока хранения. Данный шаг был предпринят для предотвращения возможного уничтожения архивных документов, представляющих историческую, научную и культурную ценность.

    29 августа 1991 г. было принято постановление “Об имуществах и архиве Коммунистической партии Армении”. В соответствии с ним и решением Совета Министров Республики Армения от 30 августа 1991 г. № 469 партийный архив, ранее подведомственный Институту истории партии ЦК Компартии Армении, был передан в ведение Архивного управления. Впоследствии партархив был переименован в ЦГА документов общественных и политических организаций РА.

    В 1992 г. по поручению Правительства РА Управление по архивному делу начало разработку проекта закона “О национальном архивном фонде Армении” (НАФА), который был принят высшим законодательным органом Республики Армения 14 декабря 1992 г. За этим последовало постановление Верховного Совета РА о порядке применения закона РА “О национальном архивном фонде Армении”, которым Правительству РА было поручено:

    • сделать соответствующие поправки и дополнения в действующем законодательстве РА, в связи с принятием закона о НАФА;
    • утвердить положение об Управлении по архивному делу (тем же постановлением Главное архивное управление было переименовано в Управление по архивному делу);
    • утвердить систему и статус архивов, осуществляющих постоянное и временное хранение документов, принадлежащих государству;
    • утвердить списки учреждений-источников комплектования государственных центральных архивов и их филиалов (впоследствии из-за невозможности исполнения данных рекомендаций, полномочия по утверждению списков были переданы Управлению по архивному делу);
    • принять меры по участию Управления по архивному делу в международных архивных организациях, включению вопросов взаимоотношений в области архивного дела в межгосударственные договоры;
    • начиная с 1993-1994 учебного года, готовить архивистов, документоведов средней и высокой квалификации и т.д.

    Эти рекомендации по объективным и субъективным причинам выполнены лишь частично. Но после утверждения положения об Управлении по архивному делу Республики Армения (постановление Правительства РА от 2 июня 1993 г. № 291) организация архивного дела в нашей стране была поставлена на качественно новую основу.

    Закон РА “О национальном архивном фонде Армении” был подписан Президентом РА 8 января 1993 г. Законом было закреплено, что НАФА – это единое целое документов, имеющих общественное, политическое, социальное, экономическое значение, и представляющих научно-историческую ценность для армянского народа независимо от способа, времени и места их создания и вида собственности. Было подчеркнуто также, что НАФА является собственностью республики, частицей духовного наследия армянского народа, которое охраняется законом. Закон состоит из 8 разделов и 21 статьи и охватывает все направления организации архивного дела (управление архивным делом; комплектование документов, входящих в состав НАФА; государственный учет; обеспечение сохранности; использование и т.д.).

    Управление по архивному делу Республики Армения в целях реализации закона РА “О НАФА” разработало и утвердило на заседании коллегии от 23 марта 1993 г. обширную программу, состоящую из 33 пунктов. Важнейшие пункты программы относились к составлению подзаконодательных актов, исходящих из закона, их утверждению или государственной регистрации. Начиная со второго полугодия 1993 г. по 1995 г., Управлением по принципу первоочередности были разработаны все запланированные нормативные документы. Так, Правительство РА своим постановлением от 9 февраля 1994 г. № 72 утвердило “Порядок регистрации архивов Республики Армения”, исходя из которого все архивы, осуществляющие постоянное и временное хранение документов НАФА были обязаны пройти государственную регистрацию в Управлении по архивному делу Армении. Деятельность нерегистрированных архивов запрещалась.

    Постановлением Правительства РА от 16 августа 1994 г. № 376 был утвержден “Порядок включения документов в состав НАФА”, по которому были установлены принципы, критерии и организация экспертизы ценности документов. Другим постановлением (от 25 мая 1995 г. № 284) Правительства РА был утвержден “Порядок государственного контроля за организацией архивного дела и делопроизводства в РА” и осуществление государственного контроля возлагалось на Управление по архивному делу РА.

    По закону о НАФА составление нормативных актов управленческо-организационного характера, регулирующих различные вопросы архивного дела, было предоставлено Управлению по архивному делу РА. В 1993-1994 гг. усилия коллектива Управления и архивистов-специалистов всей системы дали свои результаты.

    2 февраля 1995 г. коллегия отметила, что с целью улучшения управления архивным делом и во исполнение соответствующих статей закона РА “О НАФА” были разработаны и внедрены в практику следующие подзаконные акты:

    • положение о госархивах, осуществляющих постоянное хранение документов НАФА;
    • порядок государственного учета НАФА;
    • порядок обеспечения сохранности документов НАФА;
    • общий порядок использования и публикации документов НАФА;
    • порядок передачи документов НАФА на госхранение после истечения сроков их временного хранения;
    • порядок оформления разрешений использования документов НАФА и их копий.

    Некоторые из вышеуказанных нормативных документов прошли государственную регистрацию через Министерство юстиции РА, согласно порядку “Государственной регистрации ведомственных нормативных актов”. В том же году был разработан и прошел через государственную регистрацию также порядок “Классификации документов НАФА” и “Передачи документов на хранение в госархивы”.

    В 1996 г. произошли принципиальные изменения в административно-территориальном делении нашей страны. Было ликвидировано 37 районов и создано 10 областей.

    Учитывая эти изменения и необходимость определения статуса архивной службы в системе управления, постановлением Правительства РА от 26 сентября 1996 г. № 536 были утверждены новое положение Управления по архивному делу Республики Армения и сеть архивов, осуществляющих постоянное и временное хранение документов НАФА. Согласно этому постановлению, в системе Управления по архивному делу РА начали свою деятельность 6 центральных государственных архивов, госархив города Еревана, 10 областных архивов и 41 их филиал.

    Закон Республики Армения “О НАФА Армении” и подзаконные акты 1993-1996 гг. стали путеводителями для армянских архивистов в профессиональной сфере. Это способствовало успешному решению вопросов, которые иногда казались нерешенными. Но, как и свойственно странам, проходящим через неоднократно изменяющиеся общественно-политические отношения переходного периода, становится необходимым беспрерывное совершенствование законодательного поля с целью его приспособления к новым требованиям.

    Исходя из этого в конце 1996 г. в Управлении по архивному делу РА началась работа по внесению поправок и дополнений в закон “О НАФА”. На заседании коллегии от 2 февраля 1997 г. было обсуждено 30 замечаний и предложений, которые касались порядка комплектования госархивов, упорядочения документов ликвидированных учреждений, их передачи и др. В итоге было решено подготовить новый проект закона. В середине марта он был направлен в Правительство РА.

    17 ноября 1997 г. Парламент РА принял новый закон “О НАФА”, который был подписан Президентом РА 12 декабря того же года.

    Закон, состоящий из 9 глав и 22 статей, законодательно поднял на более высокий уровень организацию архивного дела и сделал более гибким решение ряда первоочередных вопросов.

    Прежний закон устанавливал, что приватизированные (денационализированные) организации, документы которых создавались во время их деятельности, могут передать их на хранение в государственный или ведомственный архив. Новый закон гласит, что ликвидированные и приватизированные организации обязаны в установленном Правительством РА порядке сдать в госархивы документы, входящие в состав НАФА.

    5-й статьей нового закона установлено, что система государственных архивов целостна. Запрещается передача госархивов иным министерствам и ведомствам. В старом законе это положение отсутствовало. Подзаконные акты, разработанные в целях выполнения нового закона, утверждаются Правительством РА вместо госрегистрации в Министерстве юстиции, как это было раньше.

    После принятия нового закона коллегия Управления на очередном заседании 12 февраля 1998 г. обсудила и утвердила программу из 11 пунктов по реализации мероприятий закона.

    В 1998-1999 гг. Правительством Республики Армения были составлены и утверждены следующие подзаконные акты:

    • порядок госучета НАФА;
    • общий порядок использования и публикации документов, являющихся государственной собственностью НАФА;
    • порядок передачи документов НАФА в госархивы, в случае ликвидации или приватизации государственных учреждений, предприятий, организаций;
    • порядок использования особо ценных и редких документов НАФА;
    • порядок осуществления государственного контроля за сохранностью и учетом документов НАФА, не являющихся государственной собственностью;
    • порядок государственной регистрации государственных и ведомственных архивов, осуществляющих сохранность документов НАФА, являющихся государственной собственностью;
    • порядок экспертизы ценности документов и их включения в состав НАФА.

    Согласно 16-й статье закона составлен и постановлением Правительства РА от 25 декабря 1998 г. № 833 утвержден “Список документов по видам и указаниям сроков хранения”.

    В те же годы Минюстом Республики Армения зарегистрированы следующие нормативные документы:

    • порядок сохранности документов НАФА, являющихся государственной собственностью;
    • порядок классификации документов НАФА, являющихся государственной собственностью;
    • порядок передачи на хранение документов НАФА в государственные и ведомственные архивы;
    • порядок передачи на постоянное хранение НАФА в госархивы.

    Применяя закон РА “О НАФА” и разработанные в его развитии подзаконные акты, архивисты нашей страны решали и решают многочисленные задачи. Особенно наглядны успехи в области упорядочения и принятия на госхранение документов ликвидированных государственных органов, районных, городских и сельских Советов исполкомов, чему во многом способствовало постановление Правительства РА от 18 сентября 1998 г. № 573.

    В нашей стране происходят коренные преобразования в системе государственного управления.

    Для архивной службы имели большое значение законы “О государственных управленческих учреждениях” и “О государственных некоммерческих организациях”, принятые в 2001 г.

    Управление по архивному делу при Правительстве РА в марте 2002 г. было преобразовано в Агентство по архивному делу в составе Министерства культуры по вопросам молодежи и спорта РА со статусом отдельного подразделения. 4 июля 2002 г. Правительство РА утвердило положение об Агентстве, согласно которому оно является республиканским органом исполнительной власти РА. Сохранены почти все полномочия прежнего управления, за исключением права утверждения нормативно-правовых актов в области архивного дела, которое является прерогативой министра культуры.

    Согласно закону “О гражданской службе” работники Агентства являются гражданскими служащими. Постановлением Правительства РА от 22 августа 2002 г. государственные архивы РА были преобразованы в государственные некоммерческие организации. Благодаря этому им предоставлена возможность заниматься предпринимательской деятельностью, а полученную прибыль использовать для осуществления целей, предусмотренных положением об архиве.

    Одновременно законодательно решены вопросы собственности, закрепленного имущества, деятельности, создания, управления, преобразования и ликвидации архивов.

    В последние годы настолько изменилось правовое поле республики, что некоторые положения закона “О НАФА” перестали действовать, и назрел вопрос о разработке нового, уже третьего по счету закона. Мы внимательно следим за изменениями правового поля архивного дела, как в странах СНГ, так и других странах. И надеемся, что, применив опыт наших коллег, будем иметь такой закон, который надолго выдержит жизненные испытания.